Минский метрополитен: страницы истории
2 линии, 25 километров и 20 станций. Таков сегодня Минский метрополитен. Однако не менее интересна его история. Полистаем его страницы?!
30 июня 1984 г. можно считать официальным рождением Минского метрополитена. Однако история его строительства начинается с конца 1960-х. Именно тогда столичные архитекторы задумали создать в столице БССР новый вид транспорта. Что же остановило начать работы уже тогда? Негласный закон, что только город с миллионным населением, может претендовать на четвертый вид транспорта. Так, проектирование было отложено до 1976 года. Работы ведет Минскпроект, и предлагает 8-станционную схему. Еще немного, и в декабре того же года Москва дает «добро» на строительство.
В Минске метро быть!
Итак, решено: в Минске метро быть! И 5 мая 1977 г. начинаются первые работы. Ведутся они в районе будущей станции, получившей название «
Парк Челюскинцев». За дело взялись с размахом и помпезно – в духе лучших советских традиций: с лозунгами, красными плакатами и, конечно же, пламенными речами. Задел был положен: 16 июня вбивается первая свая! И рассчитанное на 8-летнее строительство, минское метро сдают на год раньше – через 7 лет.
Громадную стройку вели поэтапно – среди 8 участков – предполагаемых будущих станций. Любопытно, что из Днепропетровска в столицу Белоруссии был доставлен первый 120-тонный проходческий щит. Особенности строительства – сложные участки: Свислочь, подводные реки, железнодорожные станции. Без ошибок при постройке не обходилось, но в целом все обстояло более чем удачно.
Отделка первой станции «Волгоградская» (первоначальное название станции «
Московская») началась уже в 1980-м году. Кстати, именно в Минске был впервые применен поистине революционный метод – «стена в грунте», который позволял вести сооружение рекордными темпами.
26 июня 1984 г. – знаменательная дата в истории Минского метрополитена. Первые лица правительства страны прокатились на первой линии со станции «Институт культуры» до станции «Московская». Для простых граждан новый вид транспорта был доступен уже через 4 дня.
Город взрослел и развивался, изменений и совершенствований потребовало и минское метро. 1987-й год – именно на него приходится второй этап развития, ознаменованный открытием станции метро «Восток». Оперативное проектирование повлекло за собой просто-таки героический подвиг. Люди работали буквально круглосуточно.
Рекордная вторая линия
Вторая ветка метрополитена ведет свою историю с 1981 года. Однако ее строительство затягивалось: слишком уж много средств уходило на первопроходца –
московскую линию. Согласно проекту, 15 станций метрополитена должны были стать связующим звеном между Заводским районом и самими отдаленными участками района Красный Бор. Лишь 4 года спустя – в 1984 году, были заложены сваи. Первые поезда по второй линии, а точнее – ст. м. «Фрунзенская» - ст. м. «Тракторный завод» перевезли своих пассажиров уже 31 декабря 1990 г. Станция «Молодежная» и «Пушкинская» открыли свои двери 3 июля 1995 г. Через два года, как раз к ноябрьским праздникам, подоспело завершение работ на ст. м. «Автозаводская», собственно, давшей название всей линии, и ст. м. «Партизанская». А вот постройка станции «Могилевская» растянулась на целых 7 лет, однако именно здесь были разработаны новые стандарты.
Новый фронт работ
1996-й год – ознаменовал новую веку в развитии Минского метрополитена. Решено было протянуть подземку в самые отдаленные, так называемые спальные, районы на западе Минска. И связали их с центром столицы три станции: «Раковская», «
Кунцевщина» и «Каменная горка».
Продолжение восточного направления началось в 2001 г. Подземка была продлена на две станции: «Борисовский тракт»,
«Уручье». Так метро вышла за магистраль МКАД.
Год 2003-й – в Минском метрополитене вводится в эксплуатацию второе по счету электродепо «Автозаводское». Расположено оно также за пределами кольцевой автодороге. Кстати, именно на этот период приходится и составление зимнего расписания электропоездов.
Очередь связать центр и спальные районы Юго-Запада пришлась на 2004-й год. Именно он ознаменован новой вехой развития минского метро – продолжением ее первой линии.
Что же дальше?
Третья линия Минского метрополитена уже спроектирована. Она свяжет Курасовщину и
Зеленый луг. Предполагается, что станции «Площадь Независимости» и
«Фрунзенская» станут пересадочными. Предварительно, начало придется на 2011-й год.